Форум Магнитогорска о детях
Правила форума Форум Совместных закупок
Интервью с участниками
Наши конкурсы
Текущее время: 28 мар 2024, 16:32

Часовой пояс: UTC + 5 часов [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: о развитии мышления
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2009, 13:12 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2009, 00:07
Сообщений: 5186
Откуда: Магнитогорск
Улица: Ленина, НТМ
Моё имя: Натка
Очков репутации: 35

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В прошлом году в Москве одна слушательница (уже не помню - из жж, или "из реала" :)) сказала, что стала понимать детскую психологию с помощью наших занятий по рисованию. Я хочу к ней присоединиться. Вот занимаюсь рисованием - столько всего открывается "по ходу"!

Детские рисунки сначала приобретают "вертикаль", то есть верх и низ. Например - после стадии каракулей ребенок старается разграничить таким образом рисунок. Уже головоногов он пытается располагать вертикально - головку вверх, ножки вниз. Спустя некоторое время на рисунке появляются две границы, верхняя и нижняя - небо и земля тонкими полосками по краям листа. В рисунке человека сначала появляются очертания рук и ног одной линией (вертикаль), потом их "утолщение" (горизонталь). И так далее. Ходила я, ходила с этой "вертикалью" в голове, думала-думала, и вот что надумала: это же принцип познания! (Не может быть, чтобы я самостоятельно такая умная была, наверняка где-то это уже описано, просто я забыла или не знала :), в общем - мое очередное колесо). То есть, как мы много говорили на эту тему, для ребенка важнее познавать не множество фактов, а уметь построить максимум отношений между двумя. Малыш видит одну-единственную птицу, и уже может задать глубокий философский вопрос: "Мама, а почему птицы летают?". Это та самая "вертикаль" - его интересует сначала принцип, а не сто названий пород птиц, или к какому подвиду относится вот эта конкретная. Мы, современные родители, все переворачиваем, отнимая у ребенка право познавать эту "вертикаль". Мы напичкиваем его фактами, не давая возможность размышлять над ними. С точки зрения развития мышления гораздо эффективней многократно получать одно и то же впечатление (но от настоящего окружающего мира, непереработанную информацию), и пытаться его переработать разными способами, чем множество впечатлений, но поверхностно. Желательно, чтобы этот факт был не выхвачен из жизни, а наблюдался в "естественной среде". Если совсем конкретный пример: лучше раз за разом наблюдать за одним муравейником, чем учить по книжкам, телевизионным программам и т.п. сотни названий животных. Чем глубже ребенок познает один и тот же факт (явление, предмет), тем выше качество переработки информации, возникают все новые и новые связи между полученными впечатлениями. Еще одно важное замечание - желательно, чтобы отдельное явление было в системе мироздания, а не под микроскопом на столе, выдернутое из среды обитания - так теряются логические связи.
Даже обычный воробей у вас за окном стоит целого зоопарка - ведь птица в обычной своей среде представляет собой часть мира, а животные в клетках лишены вообще всякой связи с ним. Поэтому, как я уже писала выше, возможность понаблюдать за муравейником для развития ума по важности превосходит ЛЮБЫЕ занятия по "развитию мышления". Для ребенка в первую очередь необходим сенсорный опыт - именно с его помощью мозг получает материал для своей работы. Никакие учебные программы, диски, карточки и пособия не могут этого обеспечить. Как же? И пособия? - спросите вы. Да, отвечу я. Потому что в любом дидактическом пособии есть заранее установленный шаблон - вот эти фигурки помещаются только вот в эти дырочки, и все. Эти карточки нужно разложить вот в такой последовательности, иначе - неправильно. А ведь именно в дошкольном возрасте мышление ребенка учится вариативности. Что, конечно, обеспечивает свободное познание окружающего мира - игры с различными природными материалами и наблюдение (за теми же воробьями, не нужно пытаться обеспечить дикие джунгли!). Многие восклицают - как же, что может получить ребенок для развития, играя в луже? Попытаюсь объяснить. Это же физика и математика:
Если, например, пускать кораблики и делать палкой для них волны, то нужно рассчитать взмахи палки так, чтобы волны достигали кораблей, но не переворачивали их. Если бросать в лужу камни, то можно усвоить отношение величин по размеру и массе, а также соотнести то и другое со скоростью. Если прыгнуть в лужу с края, брызги полетят большей частью в одну сторону. Если в середину - то очень красивым кругом. Почему? Ветка с листьями не так делает волны, как ветка без листьев. Почему? Большой кусок пенопласта ни за что не хочет тонуть, а маленькое стеклышко, наоборот, плавать. Почему? Лужа на песке - вязкая, на асфальте - совсем нет. Почему?

Это и есть та самая "вертикаль". Каждый наблюдаемый факт возбуждает любопытство, желание его узнать получше, миллион вопросов, и продолжение экспериментов. Что не может вызвать заученное готовое правило. Но главное - это познание происходит исключительно эмоционально, что очень важно для развития! Только если ребенок прошел стадию накопления сенсорного опыта и "постановки вопросов", на нем основанных, можно говорить о развитии человеческого ума. В противном случае мы растим "портативный компьютер", который при "нажатии нужной кнопки" будет выдавать нужные нам сведения, совершенно не умея создавать новое.

По поводу геометрических фигур, по просьбам, отдельно: чем позже, тем лучше (в смысле - хоть до приема в школу, где это спрашивают). Чем менее вербально, а более "телесно", тем лучше. Поначалу ребенок должен освоить потрясающее многообразие естественных форм - пойдите, найдите два одинаковых кленовых листика! Самым первым обычно усваивается круг - малыши начинают бегать по кругу. Бегать - они познают его телом. Не надо его показывать на карточке! А все остальные ромбы вполне подождут до школы. Нет в них абсолютно никакой надобности. Более того, чем раньше ребенок заучивает "геометрические фигуры", тем быстрее он усваивает образные шаблоны (это отражается в рисунках, например). Вообще нормальный ребенок спокойно выучит эти фигуры только из вашей речи, когда в этом будет потребность (то есть, он уже будет способен воспринимать "правильные" формы), смысл покупать набор геометрических фигур малышу в три месяца для меня, например, неясен.

По поводу знаковых систем, тоже по просьбам, отдельно: как я писала выше, для мыслительной деятельности в дошкольном возрасте совершенно необходима вариативность. Очень хороший пример: неоформленные игрушки. Шишка может быть девочкой, через пять минут - машинкой, а в лужу она отправится в качестве корабля. Знаковые системы не дают никакой вариативности - это главное. "Три" - это "три", вот и все. Это символ, и только. "А" - это только "А", даже если ее сделать из проволоки или сложить из макарон. Это поспешное знакомство с обозначением, когда в голове еще не "созрели" нужные "вертикали" (умение услышать звук, соотношение звука и его места в слове, и т.п.).

В общем, если не пытаться опередить природу, то с мышлением будет все в порядке. Ведь все величайшие ученые прошлого были лишены абсолютно всех современных "пособий" и "методик". Все,что им бедным оставалось делать - наблюдать за окружающим миром, задавать вопросы и пытаться найти ответы. Надо заметить, у них неплохо получалось.


"Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный".
Мишель де Монтень.


Марина Озерова, педагог-пихолог

оригинал статьи здесь http://aksik.livejournal.com/414533.html

_________________
Изображение
Изображение
Изображение



Наткины слинги здесь


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: о развитии мышления
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2009, 15:40 
Не в сети
Почетный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 дек 2008, 14:46
Сообщений: 407
Улица: Труда
Моё имя: Лена
Очков репутации: 8

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Взрослые сейчас охвачены желанием напичкать ребенка разной информации, а затем ходят и говорят, что у них ребенок буквы знает, читать умеет, цвета и т. д. хотя ребенку и трех нет, а, например, в лужи поиграть его мама не пускает или с другими детками общаться. Говорит, какой нам смысл с вами общаться, вы же не знаете, что мы знаем, от вас никакого развития.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: о развитии мышления
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2009, 15:50 
Не в сети
Почетный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 дек 2008, 14:46
Сообщений: 407
Улица: Труда
Моё имя: Лена
Очков репутации: 8

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Натка
не читала про методику М.Монтессори?
мне кажется в ней много от естественного познания окружающего мира, а не навязывания простой информации?

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: о развитии мышления
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2009, 15:57 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2009, 00:07
Сообщений: 5186
Откуда: Магнитогорск
Улица: Ленина, НТМ
Моё имя: Натка
Очков репутации: 35

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
читала, правда не много
мне понравилось, что вот комната, куча всего, детя выпускают и - сам делай, что хочешь
такую развивающую среду можно и (хотя бы частично) дома создать при желании

_________________
Изображение
Изображение
Изображение



Наткины слинги здесь


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: о развитии мышления
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2009, 17:38 
Не в сети
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 окт 2009, 22:41
Сообщений: 197
Моё имя: Луинаре
Очков репутации: 1

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Натка
Нет, нельзя. Можно только частично что-то сделать. А остальной методический материал очень дорог.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
форум яндекс Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

детские площадки

© Форум "Дети Магнитки", 2008-20011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).

Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете)

или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Юридическая консультация об ответственности за нарушение авторских прав